Все сервисы
Все сервисы
03.02.2020 Юрий Удалов
ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОЙ ПЛАТФОРМЫ, ГРУППА КОМПАНИЙ «ИНФИНИТУМ»

Цифровая трансформация не только упрощает клиентский путь в сфере инвестирования, но и создает новые способы монетизации клиентской базы для любых финансовых институтов. Один из них заключается в сотрудничестве с электронными платформами.

Важно не перепутать! Согласно разрабатываемому сейчас в России законодательству, для платформ, предлагающих инвестиционные продукты в формате открытой архитектуры продаж, предусмотрен термин «электронная платформа». Термин «инвестиционная платформа» предназначен для площадок, деятельность которых сосредоточена на услугах по краудфандингу, краудлендингу и краудинвестингу.

В настоящее время прямо на наших глазах происходят два важных процесса, которые уже через несколько лет могут быть оценены как переломные для всего российского финансового рынка:

· Интенсивное развитие технологий, облегчающих процесс дистанционного приобретения и продажи ценных бумаг.

· Активный рост интереса к инвестированию среди частных инвесторов.

Оба этих явления тесно связаны и обоюдно влияют друг на друга.

Последние месяцы (а то и годы) мы видим, как растёт число обычных брокерских счетов и ИИС. Заслуга в этом принадлежит профсообществу, которое активно работает над задачей популяризации инвестиций и «выращивания» внутреннего частного инвестора. Число инвесторов к осени 2019 года перевалило за 3 млн человек.

Основные бенефициары неуклонно растущего интереса граждан к фондовому рынку – брокеры. Однако любому, кто знает историю развития инвестиционного рынка в других странах, совершенно очевидно: в ближайшее время начнется смещение интереса от самостоятельной покупки ценных бумаг к инвестированию в готовые портфели различных активов. Одним из лучших примеров такого портфеля, управляемого профессионалами, являются паевые инвестиционные фонды. Причин ожидаемого смещения фокуса интереса несколько:

1. Обычно инвесторы начинают с небольшой суммы – просто попробовать. На эту малую сумму сложно сформировать достаточно диверсифицированный портфель из акций или облигаций, т.к. некоторые бумаги стоят десятки и даже сотни тысяч рублей.

2. Даже если на солидный портфель хватает денег, возникает риск высоких убытков из-за волатильности тех или иных инструментов, которые могут оказаться в портфеле неопытного инвестора.

3. При правильном подходе к инвестированию необходимо постоянно ребалансировать портфель. Сделать это можно и самостоятельно, имея опыт и располагая временем. Но у новичков-инвесторов нет ни того, ни другого.

Следствием всего вышеперечисленного может стать разочарование частных инвесторов в самостоятельном инвестировании и постепенное понимание необходимости использования наработанных в мире и в России практик.

Итак, каким же будет следующий этап развития взаимоотношений частного инвестора и фондового рынка? Опыт развитых стран говорит нам о том, что этим этапом станет поиск инвесторами возможностей вложений в ПИФ, которые бы соответствовали следующим критериям:

· Возможность приобретения фондов разных типов и категорий от различных компаний на одной площадке.

· Доступность, достоверность и объективность собранной в одном месте информации о множестве фондов от различных компаний.

· Легкость в совершении операции дистанционно (даже без первичного визита в офис для открытия счета).

· Понимание со стороны владельца такого канала дистрибуции настоящих нужд клиента и внимание к ним.

Сегодняшние российские реалии соответствуют ситуации в США до 1984 года, когда в банках/брокерах продавались акции (паи) лишь тех фондов, которые входили в один финансовый холдинг. Революция в области mutual funds (аналог российских ПИФов) произошла в 1984 году и связана она с легендарным уже Чарльзом Швабом и изобретенной им «открытой архитектурой продаж». Такая модель позволяет инвесторам беспрепятственно совершать инвестиции в фонды разных УК на одной площадке, способствуя росту наиболее эффективных инструментов. Это решило исход битвы за доверие и внимание клиента: монопродуктовые каналы продаж были оттеснены платформенными решениями с возможностью сравнения, выбора и покупки. В этот момент управляющие компании (то есть владельцы продуктов) уступили свой «престол» дистрибьютору (то есть владельцу технологии). В конечном счете, выиграли от этого и те, и другие. Со времен появления первого паевого «супермаркета» активы взаимных фондов в США выросли с $200 до $17700 млрд. Во всем мире с тех пор модель «паевого супермаркета»/«электронной платформы»/ «маркетплейса» пользуется огромной популярностью. Можно привести примеры TEFAS в Турции, HARGREAVES LANSDAWN в Великобритании, WEALTHFRONT в США, GROWW в Индии, FUND ONLINE KOREA в Южной Корее и многие другие, для перечисления и сравнения которых пришлось бы написать отдельную статью.

Практически для любой финансовой организации сегодня стратегией win-win станет партнерство с электронными платформами, являющимися интернет-магазинами паёв инвестиционных фондов. Такое сотрудничество позволит гармонично удовлетворять потребности собственных клиентов и наращивать рыночный потенциал без грандиозных вложений в IT. Есть ли место НПФ в такой конструкции?

Безусловно, любой пенсионный фонд может стать т.н. «витриной», на которых «выставляется» ассортимент супермаркета. Платформы выступают «движком», через который совершается транзакция. Для платформ очевидным плюсом станет новый трафик. Легко предвидеть некоторые ожидаемые вопросы со стороны НПФ: «В чем выгода НПФ?», «Как зарабатывает платформа?» и «Зачем мне терять своего клиента, передавая его платформе?». Отвечаем по порядку:

1. Выгода НПФ заключается в том, что в линейке предлагаемых им продуктов появляется новый, который начинает формировать стабильный и управляемый комиссионный доход, чем дополнительно монетизирует трафик, так или иначе существующий на сайте любой розничной организации. Также хороший и честный инвестиционный продукт (которым и является ПИФ) повышает лояльность существующих клиентов.

2. Для платформы экономический смысл заключается в получении дохода от каждой транзакции. Например, «Финансовая платформа» (паевой супермаркет, который станет частью Маркетплейса Банка России), с каждой транзакции берет стандартную комиссию за сделку. При этом никто не ограничивает постоянное развитие новых услуг и сервисов, которые могут быть источником дополнительной монетизации.

3. Клиент будет оставаться на сайте НПФ и не будет видеть, что приобретает продукт в «другом месте». Да и в любом случае, паи фондов и пенсионные продукты – не конкуренты, а взаимодополняющие инструменты для осознанного управления человеком его финансового будущего. Платформа тем и отличается от витрины, что предоставляет движок, с помощью которого вся сделка происходит «бесшовно» и «под капотом».

Если сейчас, в момент стремительного роста числа частных инвесторов и объема вкладываемых ими средств на фондовом рынке, воспользоваться окном возможностей и протянуть руку друг другу, то электронные платформы с витринами в лице НПФ смогут достичь результата, ничуть не менее впечатляющего, чем у зарубежных коллег.

Пенсионное обозрение

← Возврат к списку публикаций