Период «утряски» характеризуется постоянными изменениями законодательства, новыми требованиями по переходу на единый план счетов (ЕПС), ведению учета по отраслевым стандартам (ОСБУ), сдаче отчетности в формате XBRL, изменениями требований к ведению внутренней деятельности, учета и отчетности, необходимостью постоянно адаптировать или внедрять новые технологические решения. Затраты на непрофильные виды деятельности постоянно возрастают.
С 2016 года участники рынка активно обсуждали новые стандарты бухгалтерского учета, вносили предложения в ЦБ, разрабатывали и согласовывали учетные политики и методики оценки активов, соответствующие новым требованиям ОСБУ. Процесс был крайне нетривиальным. Специалистов, разбирающихся в данной проблематике, на рынке практически не было, поэтому тему приходилось изучать с нуля.
Немаловажно, что существующие учетные системы в подавляющем большинстве своем устарели и не были адаптированы под новый учет. Качественных решений от вендоров «под ключ» не было, а имевшиеся нуждались в существенной доработке.
Поэтому назрела потребность в одном из очевидных вариантов сокращения издержек по переходу на ОСБУ и дальнейшему ведению учета – передача части функционала на аутсорсинг.
Почему же обращение к аутсорсеру избавляет от головной боли и снижает затраты?
Во-первых, аутсорсер может и должен отслеживать изменения нормативки, не только предоставляя результаты регулярного мониторинга клиенту, но и предлагая решения по внедрению требуемых изменений.
Во-вторых, если сам аутсорсер грамотен, то риск штрафных санкций минимален. В дополнение снижается вероятность влияния «человеческого фактора», так как у крупного аутсорсера над задачей работает укомплектованный штат специалистов.
В-третьих, при возникновении необходимости ведения учета в специализированном ПО (как в ситуации с переходом на ЕПС, ОСБУ или XBRL) все затраты на приобретение и техническое сопровождение ПО аутсорсер берет на себя.
В-четвертых, себестоимость услуг аутсорсера, как правило, получается более низкой. Это происходит за счет эффекта масштаба, поскольку для оказания однородных услуг пулу клиентов аутсорсер использует единую технологию и «базы знаний».
Ну и, наконец, аутсорсер, как правило, готов принимать на себя финансовую ответственность за последствия ошибок – в объеме, оговариваемом договором. Таким образом, аутсорсер отвечает за корректность оказываемых услуг не только репутацией, но и рублем.
Кейс «ИНФИНИТУМ» по ведению бухгалтерского учета по ОСБУ
Собственный опыт в качестве профучастника, взаимодействие с клиентами по переходу на ОСБУ, оказание услуг аутсорсинга по ведению бухгалтерского учета по отраслевым стандартам в боевом режиме с начала 2018 года позволили компании «ИНФИНИТУМ» сформировать уникальную компетенцию и команду экспертов, имеющих не только теоретические знания, но и практическое понимание вопроса.
Непосредственно услугу оказывает ООО «ИНФИНИТУМ Консалтинг» – компания, имеющая большой опыт аутсорсинговой работы в части учета и отчетности ПИФ, бухгалтерского и налогового учета по российским стандартам, а это немаловажный фактор при принятии решения о выборе аутсорсера.
Какие задачи управляющая компания может передать аутсорсеру? Ведение бухгалтерского и налогового учета управляющей компании, подготовку и предоставление проектов первичных документов бухгалтерского учета, а также учетной политики, формирование регистров налогового учета и контроль над корректностью отражения информации, консультирование при подготовке ответов на запросы аудиторской организации, налоговых органов, государственных органов.
Процесс для управляющей компании выстроен достаточно просто. На серверах «ИНФИНИТУМ» разворачивается обособленная база под клиента (за исключением клиентов, которые осуществляли переход на ЕПС и ОСБУ вместе с «ИНФИНИТУМ»).
Управляющая компания передает остатки по счетам бухгалтерского и налогового учета на 01.01.2018 или на дату заключения договора. При необходимости восстановления учета с 01.01.2018 передаются первичные учетные документы для внесения в базу данных.
Конечно, передача каких-либо видов деятельности на аутсорсинг, в особенности, ведения бухгалтерского и налогового учета – непростое решение. Но если подходить к этому вопросу разумно и взвешенно, то надежный партнер в итоге позволит снизить издержки на бизнес в целом и минимизировать риски.
При подборе аутсорсера необходимо учитывать несколько важных моментов, от которых в будущем будет зависеть комфортность сотрудничества.
• Опыт работы аутсорсера на финансовом рынке.
• Мониторинг изменений. Важно, чтобы аутсорсер был способен отслеживать нормативно-регуляторные новации и оперативно внедрять продиктованные ими изменения. Необходимо требовать включение отслеживания «нормативки» в перечень услуг по договору.
• Финансовая устойчивость и надежность аутсорсера. Необходимо понимать, что приобретение либо разработка учетных систем с последующей поддержкой – дело недешевое. Чтобы техническое решение было качественным и удовлетворяло все интересы клиентов, требуется серьезное финансирование.
Financial One