26.04.2017
Вопросы контроля за деятельностью управляющих компаний на рынке коллективных инвестиций весьма актуальны и сегодня, а на фоне усиления контроля со стороны регулятора могут стать критическими для тех участников
рынка, кто не смог обеспечить соблюдение всех требований. Внутренних ресурсов для этого не всегда достаточно. На помощь приходят внешние аудиторы: эксперты, которые в рамках проверки деятельности компании могут выявить допущенные ею нарушения раньше проверяющих органов и предотвратить штрафы и иные санкции.
Незнание не освобождает от ответственности
Нормы, регулирующие деятельность некредитных финансовых организаций на рынке коллективных инвестиций, не только многочисленны, но и довольно часто меняются, уточняются и дополняются. Это касается требований к нормативу достаточности собственных средств управляющих компаний паевых инвестиционных фондов (далее — УК), расчета размера собственных средств УК, форм отчетности, требований к раскрытию информации и т. п. Чтобы обеспечить соблюдение всех требований, УК необходимо решить сразу несколько довольно непростых задач:
• наладить процесс мониторинга обновлений законодательства и нормативных требований (желательно не только в отношении уже принятых и вступивших в силу, но и планируемых изменений);
• сформировать верную позицию в части трактовок новаций;
• внедрить в бизнес-процессы УК необходимые изменения для того, чтоб выполнить новые требования.
Цена ошибки на любом из этих этапов велика — вплоть до аннулирования лицензии и даже уголовной ответственности, предусмотренной гл. 22 Уголовного кодекса РФ «Преступления в сфере экономической деятельности».
И если аннулирование лицензии происходит вследствие серьезных и/или неоднократных нарушений, то привлечение к административной ответственности может быть результатом простой невнимательности и/или несвоевременного мониторинга и перехода на новые требования законодательства. При этом размеры административных штрафов, установленные Кодексом об административных правонарушениях РФ за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг (гл. 15 КоАП РФ), весьма внушительны. А если нарушение не одно, а несколько, то размер штрафа может быть серьезным ударом по бюджету управляющей компании.
Так, согласно ст. 19.7.3 КоАП РФ за нарушение требований действующего законодательства РФ к порядку и срокам предоставления отчетности и уведомлений в Банк России на управляющую компанию может быть наложен административный штраф от 500 тыс. до 700 тыс. руб., а должностное лицо (единоличный исполнительный орган) — получить дисквалификацию на срок до 1 года, а также административный штраф от 20 тыс. до 30 тыс. руб.
Административная ответственность за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках, например, еще выше и может повлечь, согласно ст. 15.19. КоАП РФ, наложение на управляющую компанию административного штрафа уже в размере от 700 тыс. до 1 млн руб., а на должностное лицо (единоличный исполнительный орган) — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет.
Варианты решений
Платой за спокойствие топ-менеджмента и акционеров являются финансовые затраты и организационные усилия по обеспечению у себя в штате высококвалифицированных специалистов. При этом далеко не всегда действия себя полностью оправдывают, так как внутренние специалисты не застрахованы от ошибок, неверной трактовки законодательства или требований регулятора — обычный «человеческий фактор». И не всегда, к сожалению, их загрузка позволяет оперативно отслеживать и тщательно анализировать все изменения в нормотворчестве и регулировании. В любом случае содержание полноценной службы внутреннего контроля в УК требует дополнительных издержек.
А там, где в целях экономии такая служба существует только формально, а вовлеченные в эту работу сотрудники либо не имеют возможности полностью на ней сосредоточиться, либо не обладают достаточной квалификацией, велики риски нарушений с самыми неприятными последствиями. Именно для таких компаний в первую очередь может быть интересна услуга проверки соблюдения лицензионных требований и условий деятельности УК, требований законодательства к инвестиционным фондам, в том числе в части раскрытия информации и уведомлений Банка России, к принятию мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов и т. д. Такого рода услуги предоставляют ряд консалтинговых и инфраструктурных компаний, что позволяет выбирать среди них, сравнить запрашиваемые цены и гарантируемое качество. При этом самое главное, на что следует обратить внимание, — опыт и квалификация тех экспертов, которые непосредственным образом будут осуществлять проверку. Нужно понимать, что их квалификация должна быть существенно выше, чем у соответствующих специалистов проверяемой компании (если таковые вообще наличествуют в штате).
Также важно, чтобы у компании, оказывающей такие услуги, была выстроенная система мониторинга законодательства. Оптимально, если сами привлекаемые к проверке эксперты участвуют в нормотворческой деятельности, вовлечены в рабочие группы при Банке России и СРО, т. е. имеют четкое представление не только о букве, но и о духе законов и подзаконных актов, понимают логику регулятора и способны корректно толковать законодательные новеллы. Такого рода проверки нужны не только для спокойствия руководства или акционеров, которые время от времени хотят убедиться (и правильно делают!), что деятельность принадлежащей или вверенной им управляющей компании полностью соответствует нормативным требованиям. Привлеченные для проверки внешние специалисты помогут объективно оценить финансовые риски выявленных в ходе проверки несоответствий, разработать корректирующие действия по изменению бизнес-процессов таким образом, чтобы снизить вероятность возникновения таких ситуаций в дальнейшем. Возможно, по итогам проверки отдельные бизнес-процессы целесообразно передать полностью на аутсорсинг. Это общемировая тенденция передачи части операций и функций «специально обученным людям» постепенно проникает и на российский финансовый рынок. Рост регуляторной нагрузки этому только способствует, создавая предпосылки для развития сотрудничества УК с инфраструктурными организациями в части передачи на аутсорсинг учетно-отчетных и иных вспомогательных функций.
Помимо консультаций и рекомендаций экспертов, УК может заказать разработку актуальных шаблонов внутренних документов, инструкций и положений и даже восстановление необходимых документов, несоответствие по которым выявлено. Также рекомендуется заказывать внешние проверки управляющей компании перед сделками по смене собственников. Такого рода экспертиза является необходимым дополнением к правовому Due Diligence, часто предшествующему купле-продаже бизнеса. Обычно деятельность управляющей компании проверяется на предмет соответствия следующим требованиям:
• лицензионные требования и условия деятельности, в том числе к составу учредителей (участников), членам совета директоров, нормативу достаточности собственных средств, сотрудникам, организации внутреннего контроля;
• требования законодательства РФ об инвестиционных фондах, в том числе к осуществлению внутреннего учета имущества, переданного в оплату паев, к ведению учетных журналов и перечней имущества ПИФа, к осуществлению прав голоса по акциям, составляющим ПИФ;
• требования действующего законодательства РФ к порядку и срокам предоставления управляющей компанией отчетности и уведомлений в банк России;
• требования законодательства РФ к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью управляющей компании;
• требования законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — под/фт), в том числе правил внутреннего контроля в целях под/фт и реализации содержащихся в них программ;
• требования законодательства РФ о квалифицированных инвесторах;
• требования действующего законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации.
Итак, услуги такого рода сугубо индивидуальны. И направления, по которым будет проходить проверка, формируются отдельно для каждой УК с учетом особенностей ее внутренней организации и осуществляемой деятельности. Для минимизации рисков рекомендуется проводить проверку соответствия деятельности не только на текущий момент времени, но за определенный период (желательно год). Объемы проверяемой информации в этом случае очень большие, и для проведения аналогичной проверки своими силами УК потребовалось бы отвлечение многих своих сотрудников от выполнения ими непосредственных обязанностей.
При этом, что ценно, руководство компании может услышать мнение независимых экспертов, а это позволяет устранить как ошибки, так и недобросовестность собственных сотрудников УК. В последнем случае, конечно, не исключено некоторое внутреннее сопротивление со стороны проверяемых работников. Но, как гласит полушутливая присказка аудиторов: «Наша работа не в том, чтобы найти, что вы делаете неправильно, а в том, чтобы найти, что вы делаете правильно». По результатам проверки деятельности УК появляется прекрасная возможность успешные практики зафиксировать, ошибочные — исправить, а главное — научиться отделять одно от другого.
Артем Самусенков
главный специалист отдела консалтинга АО "Специализированный депозитарий "ИНФИНИТУМ"
Вопросы контроля за деятельностью управляющих компаний на рынке коллективных инвестиций весьма актуальны и сегодня, а на фоне усиления контроля со стороны регулятора могут стать критическими для тех участников
рынка, кто не смог обеспечить соблюдение всех требований. Внутренних ресурсов для этого не всегда достаточно. На помощь приходят внешние аудиторы: эксперты, которые в рамках проверки деятельности компании могут выявить допущенные ею нарушения раньше проверяющих органов и предотвратить штрафы и иные санкции.
Незнание не освобождает от ответственности
Нормы, регулирующие деятельность некредитных финансовых организаций на рынке коллективных инвестиций, не только многочисленны, но и довольно часто меняются, уточняются и дополняются. Это касается требований к нормативу достаточности собственных средств управляющих компаний паевых инвестиционных фондов (далее — УК), расчета размера собственных средств УК, форм отчетности, требований к раскрытию информации и т. п. Чтобы обеспечить соблюдение всех требований, УК необходимо решить сразу несколько довольно непростых задач:
• наладить процесс мониторинга обновлений законодательства и нормативных требований (желательно не только в отношении уже принятых и вступивших в силу, но и планируемых изменений);
• сформировать верную позицию в части трактовок новаций;
• внедрить в бизнес-процессы УК необходимые изменения для того, чтоб выполнить новые требования.
Цена ошибки на любом из этих этапов велика — вплоть до аннулирования лицензии и даже уголовной ответственности, предусмотренной гл. 22 Уголовного кодекса РФ «Преступления в сфере экономической деятельности».
И если аннулирование лицензии происходит вследствие серьезных и/или неоднократных нарушений, то привлечение к административной ответственности может быть результатом простой невнимательности и/или несвоевременного мониторинга и перехода на новые требования законодательства. При этом размеры административных штрафов, установленные Кодексом об административных правонарушениях РФ за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг (гл. 15 КоАП РФ), весьма внушительны. А если нарушение не одно, а несколько, то размер штрафа может быть серьезным ударом по бюджету управляющей компании.
Так, согласно ст. 19.7.3 КоАП РФ за нарушение требований действующего законодательства РФ к порядку и срокам предоставления отчетности и уведомлений в Банк России на управляющую компанию может быть наложен административный штраф от 500 тыс. до 700 тыс. руб., а должностное лицо (единоличный исполнительный орган) — получить дисквалификацию на срок до 1 года, а также административный штраф от 20 тыс. до 30 тыс. руб.
Административная ответственность за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках, например, еще выше и может повлечь, согласно ст. 15.19. КоАП РФ, наложение на управляющую компанию административного штрафа уже в размере от 700 тыс. до 1 млн руб., а на должностное лицо (единоличный исполнительный орган) — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет.
Варианты решений
Платой за спокойствие топ-менеджмента и акционеров являются финансовые затраты и организационные усилия по обеспечению у себя в штате высококвалифицированных специалистов. При этом далеко не всегда действия себя полностью оправдывают, так как внутренние специалисты не застрахованы от ошибок, неверной трактовки законодательства или требований регулятора — обычный «человеческий фактор». И не всегда, к сожалению, их загрузка позволяет оперативно отслеживать и тщательно анализировать все изменения в нормотворчестве и регулировании. В любом случае содержание полноценной службы внутреннего контроля в УК требует дополнительных издержек.
А там, где в целях экономии такая служба существует только формально, а вовлеченные в эту работу сотрудники либо не имеют возможности полностью на ней сосредоточиться, либо не обладают достаточной квалификацией, велики риски нарушений с самыми неприятными последствиями. Именно для таких компаний в первую очередь может быть интересна услуга проверки соблюдения лицензионных требований и условий деятельности УК, требований законодательства к инвестиционным фондам, в том числе в части раскрытия информации и уведомлений Банка России, к принятию мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов и т. д. Такого рода услуги предоставляют ряд консалтинговых и инфраструктурных компаний, что позволяет выбирать среди них, сравнить запрашиваемые цены и гарантируемое качество. При этом самое главное, на что следует обратить внимание, — опыт и квалификация тех экспертов, которые непосредственным образом будут осуществлять проверку. Нужно понимать, что их квалификация должна быть существенно выше, чем у соответствующих специалистов проверяемой компании (если таковые вообще наличествуют в штате).
Также важно, чтобы у компании, оказывающей такие услуги, была выстроенная система мониторинга законодательства. Оптимально, если сами привлекаемые к проверке эксперты участвуют в нормотворческой деятельности, вовлечены в рабочие группы при Банке России и СРО, т. е. имеют четкое представление не только о букве, но и о духе законов и подзаконных актов, понимают логику регулятора и способны корректно толковать законодательные новеллы. Такого рода проверки нужны не только для спокойствия руководства или акционеров, которые время от времени хотят убедиться (и правильно делают!), что деятельность принадлежащей или вверенной им управляющей компании полностью соответствует нормативным требованиям. Привлеченные для проверки внешние специалисты помогут объективно оценить финансовые риски выявленных в ходе проверки несоответствий, разработать корректирующие действия по изменению бизнес-процессов таким образом, чтобы снизить вероятность возникновения таких ситуаций в дальнейшем. Возможно, по итогам проверки отдельные бизнес-процессы целесообразно передать полностью на аутсорсинг. Это общемировая тенденция передачи части операций и функций «специально обученным людям» постепенно проникает и на российский финансовый рынок. Рост регуляторной нагрузки этому только способствует, создавая предпосылки для развития сотрудничества УК с инфраструктурными организациями в части передачи на аутсорсинг учетно-отчетных и иных вспомогательных функций.
Помимо консультаций и рекомендаций экспертов, УК может заказать разработку актуальных шаблонов внутренних документов, инструкций и положений и даже восстановление необходимых документов, несоответствие по которым выявлено. Также рекомендуется заказывать внешние проверки управляющей компании перед сделками по смене собственников. Такого рода экспертиза является необходимым дополнением к правовому Due Diligence, часто предшествующему купле-продаже бизнеса. Обычно деятельность управляющей компании проверяется на предмет соответствия следующим требованиям:
• лицензионные требования и условия деятельности, в том числе к составу учредителей (участников), членам совета директоров, нормативу достаточности собственных средств, сотрудникам, организации внутреннего контроля;
• требования законодательства РФ об инвестиционных фондах, в том числе к осуществлению внутреннего учета имущества, переданного в оплату паев, к ведению учетных журналов и перечней имущества ПИФа, к осуществлению прав голоса по акциям, составляющим ПИФ;
• требования действующего законодательства РФ к порядку и срокам предоставления управляющей компанией отчетности и уведомлений в банк России;
• требования законодательства РФ к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью управляющей компании;
• требования законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — под/фт), в том числе правил внутреннего контроля в целях под/фт и реализации содержащихся в них программ;
• требования законодательства РФ о квалифицированных инвесторах;
• требования действующего законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации.
Итак, услуги такого рода сугубо индивидуальны. И направления, по которым будет проходить проверка, формируются отдельно для каждой УК с учетом особенностей ее внутренней организации и осуществляемой деятельности. Для минимизации рисков рекомендуется проводить проверку соответствия деятельности не только на текущий момент времени, но за определенный период (желательно год). Объемы проверяемой информации в этом случае очень большие, и для проведения аналогичной проверки своими силами УК потребовалось бы отвлечение многих своих сотрудников от выполнения ими непосредственных обязанностей.
При этом, что ценно, руководство компании может услышать мнение независимых экспертов, а это позволяет устранить как ошибки, так и недобросовестность собственных сотрудников УК. В последнем случае, конечно, не исключено некоторое внутреннее сопротивление со стороны проверяемых работников. Но, как гласит полушутливая присказка аудиторов: «Наша работа не в том, чтобы найти, что вы делаете неправильно, а в том, чтобы найти, что вы делаете правильно». По результатам проверки деятельности УК появляется прекрасная возможность успешные практики зафиксировать, ошибочные — исправить, а главное — научиться отделять одно от другого.